Дмитрий Аношин < Интервью < Публикации < МАИ.Экслер.ру
 Вы здесь: МАИ.Экслер.ру > Публикации > Интервью > Дмитрий Аношин
Форум (музеефицирован; регистрация закрыта) mai@exler.ru | Мы читаем все ваши письма! ;-)
МАИ.Экслер.ру — студенческая энциклопедия МАИ. Проповедуем то, что исповедуем. ;-)
МАИ твоими глазами
Дмитрий Аношин: «Хлеб и зрелища — самый ходовой товар!»
 [25.6.2001]
Антон Петров, МАИ.Экслер.ру
Фотографии из личного архива Дмитрия Аношина, mit@weekend.ru.
Вы пользовались интернетом, чтобы найти адрес или телефон нужного клуба? Вы искали в интернете информацию о предстоящих концертах группы «Ленинград»? Вы смотрели, в каких кинотеатрах на этой неделе идёт «В августе сорок четвёртого»? Где, говорите, вы всё это делали? На Weekend.ru? Ну вот. А теперь познакомьтесь с отцом-основателем и руководителем этого нужного ресурса, который (ресурс, а не руководитель) ежедневно и круглосуточно рассказывает нам о пользе безделья и активного отдыха — у меня в гостях Дмитрий Аношин.

— Дмитрий! Чтобы, как говорит Экслер, не растекаться мюслями по тарелке, я с твоего позволения перейду сразу к вопросам. Для тебя имело какое-то значение, в какой ВУЗ поступать? Или ты просто хотел в любой технический? В общем, почему именно МАИ? И почему именно радиоэлектроника?

Дмитрий Аношин — Выбор МАИ был продиктован тремя причинами. Надо отметить, что для балбеса, который заканчивает десятый класс, эти причины весьма существенны. Первая — наследственность; мой папа окончил в своё время МАИ и именно четвёртый факультет. Поэтому в моей семье не было особенного вопроса — куда мне идти, да и я не противился. Уже класса с восьмого ходил в вечернюю физматшколу при МАИ. Вторая — очень не хотелось идти в солдаты, а МАИ как раз предоставлял возможность туда не ходить. Третья — местоположение. Я живу на Соколе, и дорога до института у меня занимала двадцать минут пешком. А поскольку к моменту окончания школы у меня не было твёрдого осознания, кто я и что хочу делать в этой жизни, этих трёх причин оказалось вполне достаточно, чтобы пойти именно в МАИ. Плюс, конечно, моё самолюбие грело, что это не какая-то «шарашкина контора», а весьма уважаемый и крутой ВУЗ и столь же уважаемый и крутой факультет. Смутное подозрение, что я гуманитарий, у меня, правда, было уже тогда, но никаких проблем с точными науками я не имел, поэтому поступил легко.

— МАИ ещё расшифровывается и как «Московский алкогольный институт». Пили много в своё время? А когда начали останавливаться? Или все по-разному?

— Не могу сказать, что в институте наша компания злоупотребляла. Конечно, и пьянствовали, и веселились, и буянили, но без эксцессов и проблем. Организмы молодые, здоровые — отчего не побухать. Да я и не уверен, что пальма первенства в потреблении алкоголя принадлежит именно МАИ. Думаю, что каждому ВУЗу есть чем похвастаться: и МГУ, и МИРЭА, и МАДИ, и «Бауманка» — в этом смысле весьма достойные заведения. Так что, как любой постсоветский человек, я знаком со спиртным не понаслышке, и знакомство началось на первом же курсе, на картошке. В близкую дружбу это знакомство не переросло. То есть выпить люблю, но не увлекаюсь.

— Какие воспоминания об институте остались? Некоторые, например, гордятся, что учились именно в МАИ, для них это, можно сказать, стиль жизни, они как были маёвцами, так ими и останутся. А ты? Для тебя после окончания ВУЗа существенно, что это был именно МАИ?

— Воспоминания самые хорошие. Друзья, романы, стройотряды, рок-н-ролл в подвалах, самодеятельность, вышеупомянутые весёлые пьянки и всё такое. Правда, уже десять лет прошло, и очень многое стёрлось из памяти… Но вот как раз недавно ФРЭЛА исполнилось 55 лет, и мы с товарищами пошли на праздничный вечер в ДК чуть все не прослезились. Ностальгия — великая вещь.

Что до второй части вопроса, то я не могу себя назвать «стопроцентным маёвцем». Я вообще не люблю принадлежать к какому-то, скажем так, «клану». Я — сам по себе. Но мне приятно, что это был МАИ. Так же, как если бы я окончил, скажем, МИРЭА, мне было бы приятно, что это был МИРЭА. Это просто большая часть жизни, очень хорошая её часть, которую я вспоминаю и люблю. А вообще я считаю, что высшее образование, а техническое — в особенности, просто неким специальным образом укладывает человеку мозги. Потом он спокойно может работать в любых областях и адаптироваться к ним. МАИ в этом смысле меня многому научил.

— Куда ты пошёл работать после окончания ФРЭЛА? Ведь был какой-то промежуток между окончанием института и Weekend.ru?

— Промежуток был, и немаленький. После окончания института я, как и многие мои сокурсники, «забил» на распределение. Правда, забил «честно», то есть не просто кинул контору, а нашёл некую фирму, которая меня «выкупила» (тогда выпускников можно было перекупить за какие-то смешные деньги). Очень мне не хотелось сидеть годами в «ящике» от звонка до звонка, паять схемы и пить водку по вечерам. Проработал в этой коммерческой конторе менеджером, обучился работе на PC (его, кстати сказать, я там впервые и увидел), понял, что делать мне там нечего, и ушёл в свободное плавание. Через пару месяцев знакомая девушка привела меня в только что создающееся информационное агентство «Турне», специализирующееся на культуре. Взяли меня «мальчиком на подхвате». Потом предложили написать пару новостей, я написал, стал автором, а чуть позже редактором. С изложением мыслей на бумаге у меня всегда было всё в порядке, плюс сыграло серьёзное увлечение музыкой плюс так называемая «врождённая грамотность» с маленькими погрешностями. Короче, я понял, что это — моё.

Дмитрий Аношин: кривая ухмылка на отдыхе. Два года я проработал в «Турне», потом с двумя коллегами мы создали своё информационное агентство InterMedia, где я стал одновременно главным музыкальным редактором, выпускающим редактором и техническим директором. Очень, кстати, был успешный проект, да и сейчас агентство вполне респектабельно. Проработали три года, потом разругались, разошлись, и где-то через год мы с Кириллом Вавиловым (он тогда как раз организовал с приятелями «Город-Инфо») стали делать Weekend.ru.

— Как родилась сама идея Weekend.ru? В своё время поле русского интернета было непаханое, можно было придумать кучу проектов. Почему именно о пользе безделья и активного отдыха?

Идея родилась ещё в InterMedia, где мы с Кириллом вместе работали. Когда мы впервые увидели интернет (а это было в 1994 г.) и первый восторг от увиденного прошёл, сразу появилась мысль сделать там что-то своё. Но в InterMedia для этого не было возможностей. Поэтому, когда Кир мне сказал, что начал серьёзно заниматься интернетом, и предложил поучаствовать, я сразу согласился. Единственный вопрос был — что именно делать. Я чуть поразмыслил и предложил делать гид по московским развлечениям. Во-первых, это моя специальность, то есть я больше ничего особенно не умею. Во-вторых, подобного сайта в Сети тогда не было. Ну, по большому счёту, тогда в Рунете не было почти ничего. А «Город-Инфо» к тому времени уже сделал англоязычный гид Moscow-guide.ru и начал работать над туристическим проектом Globus.ru. Поэтому Weekend.ru в эту компанию «вписался» очень хорошо.

— В каком году организовался Weekend.ru?

— Мы начали его делать и придумывать летом 1996 г., а в январе 1997 г. сайт вышел в Сеть.

— Сейчас про то, как провести свой уик-энд, рассказывают несколько сетевых изданий. А какой проект появился самым первым?

— Самый первый был Observer.ru. Он появился, по-моему, где-то за полгода до Weekend.ru, но к тому моменту, когда мы вышли в Сеть, признаков жизни он уже не подавал.

— Помнится, в самом начале проекта Weekend.ru даже предоставлял место для кошмарных домашних страничек с адресом people.weekend.ru/yourname. Зачем это было сделано изначально и почему прикрыто сейчас?

— Мы сделали это, в основном, по той же причине, что и всё остальное — ух ты, как клёво, давай попробуем. Вон, у Geocities есть такая штука, давай и мы тоже сделаем.

На самом деле эти персональные страницы должны были помочь создать вокруг Weekend’a некую тусовку, community. Так же, как чат (наша КамChatКа, кстати, была одним из первых чатов в русском интернете) и Доска объявлений, которую мы назвали по старинке BBS. И во многом они свою задачу выполнили. И очень жаль, что нам пришлось этот сервис закрыть. Действительно жаль. А закрыли мы это потому, что переоценили свои возможности. мы оказались не готовы ни технически, ни финансово. То есть приходилось платить немыслимые деньги провайдеру за трафик, винт радостные пользователи с дикой скоростью забивали каким-то барахлом, включая порнуху, которую мы не успевали вычищать. Конечно, было очень много замечательных тематических страниц, и музыкальных, и киношных, и спортивных, и каких угодно, но подавляющее большинство было барахлом. А смодерировать всю эту махину у нас не хватало рук и денег. Ну а когда на people.weekend.ru появился самый первый и самый скандальный «Коготь» (якобы компромат на высокопоставленных лиц), мы поняли, что надо прикрывать «лавочку» до лучших времён. Кстати, именно с «Когтя» начался, скажем так, выход российского интернета в оффлайн. До той поры на него смотрели как на прикольную игрушку, но когда все бумажные СМИ вдруг написали об этом «компромате» — словно плотину прорвало. Все поняли, что интернет — это серьёзно.

— Кто работает в твоём проекте? Кто пишет рецензии на новые диски, кто добывает всю информацию?

Дмитрий Аношин на презентации Weekend.ru в клубе «Куклы». — Изначально над наполнением работал я один. Потом в течение трёх лет — человека три-четыре в общей сложности. Сделать первый шаг к набору полноценной редакции Weekend’a удалось только год назад. Появилась возможность привлечь к работе профессионалов в соответствующих областях. Например, Антона Помещикова, замечательного музыкального журналиста, с которым мы работали в той же InterMedia, художницу Аню Свергун из журнала Марата Гельмана, прекрасного театрального критика Вику Никифорову. Суперталантливый человек Володя Боровой у нас занимается музыкой, он сам музыкант и пишет превосходно. А кинокритика Сергея Кузнецова и музыкального журналиста Вилли П., думаю, вообще нет необходимости представлять. Но это всё случилось только в последний год. Раньше материалы писались, что называется, «на коленке».

— Сколько человек работают над сайтом?

— Сейчас в общей сложности человек двадцать — двадцать пять. Точно не могу сказать, потому что, помимо собственно редакции, которых человек пятнадцать, часть рабочего времени сайту уделяют сотрудники «Город-Инфо», обеспечивающие техническую поддержку, дизайн, программирование, рекламу, маркетинг и т. д.

— Компания «Город-инфо» сделала тебе тот дизайн, который сейчас мы все наблюдаем. А кто делал самый первый дизайн? И почему он вообще сменился?

«Город-Инфо» же и делал. Замечательная художница Олечка Кудрявцева, за что ей низкий поклон и огромная благодарность. А дизайн сменился потому, что себя изжил. Weekend, который делался во многом «по наитию» и который постоянно «достраивался» и внутри и снаружи, в конце концов стал этаким доисторическим неуклюжим монстром, который многого не умеет, многого не понимает, многого не может. Всё вокруг изменилось: время, аудитория сети, возможности. Поэтому было ясно, что сайт не может дальше оставаться в таком состоянии и нуждается в перепрограммировании и новом дизайне. Это и было сделано и продолжает, кстати сказать, доделываться до сих пор.

— Раньше, если мне надо было узнать, как бы покультурней провести досуг, я, не задумываясь, шёл на Weekend.ru. Сейчас уже задумаюсь, потому что появился сайт журнала «Афиша», который, как мне кажется, грузится быстрее. В браузере Opera, например, Weekend.ru не грузится вовсе. Зачем нужны такие премудрости с дизайном?

Вообще-то, вопросы, касающиеся дизайна, программной платформы и технической реализации Weekend’a — это компетенция «Город-Инфо». по нашему договору я занимаюсь концепцией, идеей и наполнением, а «Город» — технической реализацией. Несмотря на четвёртый факультет в прошлом, я в программировании — полный лапоть, поэтому оставляю эту работу профессионалам. На самом деле, у меня по перечисленным выше пунктам тоже есть масса вопросов к «Город-Инфо», которые я периодически задаю и иногда получаю на них ответы. Короче, мы над этим работаем.

Сам я не считаю дизайн таким уж мудрёным, он просто сильно отличается от того, что есть в интернете. Но мы и по контенту весьма отличаемся: у нас одних рецензий на CD — штук четыреста, а на фильмы, по-моему, уже за тысячу перевалило. Очень не хочется «быть как все», не хочется лепить обычную иерархическую структуру из директорий и поддиректорий, а хочется, чтобы человек, не заботясь о том, как всё внутри организовано и устроено, глянул на экран, увидел кнопку, на которой написано то, что ему нужно, ткнул в неё и получил именно это.

А что до браузеров, то я не пробовал, но, думаю, что в минибраузере Winamp’a Weekend тоже будет бледно выглядеть. :-) Известно, что подавляющее большинство людей в интернете ходят под Explorer’ом. Небольшой процент — под Netscape’ом. И уж совсем маленький — под Opera’ой. Я, к примеру, Opera’ой не пользуюсь (года три назад попробовал, и всё), мне вполне хватает Explorer’а. И куча народа, который интернетом не занимается, а именно пользуется (почту посмотреть, сайты поглядеть, потрепаться и т. д.) вообще не подозревает о существовании чего-то, кроме Explorer’а, зашитого у него в «Винде», которую ему установили при продаже компьютера.
Конечно, очень бы хотелось быть удобным всем, но увы — пока так не получается. Но мы к этому стремимся.

— Как складываются отношения с конкурентами (с той же «Афишей»)? Насколько разную информацию вы предоставляете? Или пишете об одном, но по-разному?

Дмитрий Аношин и Стив Вай — Нормальные, цивилизованные отношения. Спокойно сосуществуем, поглядываем друг на друга. С главредом «Афиши» Ильёй Ценципером при встрече раскланиваемся, улыбаемся, здороваемся. Дело в том, что к сайту «Афиши» я тоже приложил руку, как ни странно это может прозвучать. Просто, разругавшись с «Город-Инфо» в 1999 г., я в очередной раз пошёл в свободное плавание и «доплыл» до «Афиши», которая как раз тогда собиралась делать сайт и предложила мне им заняться. Условием было — сделать сайт как можно скорее. За два месяца мы его сваяли (не тот сайт, который виден сейчас, а тот, который был до этого), после чего я вернулся в «Город», который к тому моменту активно звал меня обратно. Я не особенно раздумывал, потому что Weekend всё-таки — это своё и родное, к тому же в «Афише» мои функции были строго ограничены менеджментом сайта и уже готового контента. Мне же это было скучно, я люблю создавать сам, а не использовать уже готовое. Я не знаю, как на самом деле «Афиша» смотрит на нас, я же на неё смотрю с огромным уважением. Там работает очень профессиональная и сильная команда. Отлично, что они есть в Сети, потому что конкуренция подстёгивает. И мне по-настоящему приятно, что главным конкурентом «Афиши» в Сети, при всей её мощнейшей оффлайновой поддержке, блестящей и талантливой редакции, называют именно нас.

А принципиальная разница между нами только в одном. «Афиша» — журнал, скажем так, эстетский, ориентированный на аудиторию определённого интеллектуального, социального и прочего уровня. Я же всегда старался работать на более широкую и «обычную» публику. Для меня важно, чтобы любой человек, зайдя на Weekend.ru и прочитав материал о фильме/концерте/альбоме/спектакле, получил ясную картину происходящего и чёткий ответ на вопрос: надо ему это или нет. Вне зависимости от того, какие книжки этот человек читал, какие фильмы смотрел, какое у него образование и кругозор. Если человек прочитал в своей жизни меньше книжек, чем автор материала, это не значит, что он «хуже» и с ним не интересно говорить.
Так что «Афиша» ориентируется, скажем так, на продвинутого потребителя культуры, а Weekend.ru — на него и всех остальных.

— Почему вообще Weekend.ru — сетевое издание, а не бумажное? Почему ты не сделал журнал, а именно сайт? Ведь на заре русского интернета (да и сейчас, думаю, тоже) бумажная продукция была более популярна и читаема.

— Бумажное издание требует на порядок больше трудозатрат, денег и таит в себе гораздо больше геморроя. Чтобы делать популярный проект в интернете, достаточно, по большому счёту, компьютера и одного человека. За примерами далеко ходить не надо — Алекс Экслер. Если посчитать скажем, человекочасы, то окажется, что сайт Weekend’а в течение трёх лет делался половиной дизайнера, одним программистом и полутора журналистами. Если бы это была бумажная версия, то понадобилось бы минимум в пять раз больше людей и в десять-двадцать — денег. Ну и, к тому же, даже если бы тогда была возможность делать бумажное издание, я бы побоялся. Во время работы в InterMedia я редактировал, обрабатывал, переписывал, верстал и выпускал по 40—50 машинописных страниц новостей в день три раза в неделю, а потом и ежедневно. Так что я хорошо себе представлял, что значит выпускать бумажное издание с большими материалами, заниматься печатью, распространением, рекламой, его позиционированием и т. д. Сейчас я сумел бы это сделать, тогда — нет.

— Наверняка ежегодно ты встречаешься с институтскими друзьями. Вот вы, окончившие институт в последний год Советской власти, чем сейчас занимаетесь? Ты — отец и руководитель известного интернетовского проекта, а твои бывшие одногруппники?

— Кто где. Многие — за кордоном. Работают программистами в Канаде, Штатах и неплохо себя чувствуют. Многие программируют тут и тоже не слишком жалуются на жизнь. Один товарищ — дизайнер, другой — бытовой техникой торгует, третий — мобильной связью, четвёртый — компьютерным железом, у пятого — строительная фирма. По специальности работают очень немногие.

— Кроме Weekend.ru ты чем-то ещё занимаешься? Занят ещё в каких-нибудь проектах?

— В данный момент больше ничем. Планы есть, но я пока их думаю. В свободное время иногда пописываю что-то в бумажные издания, чтобы не отвыкнуть от «оффлайна».

— Прочишь ли ты своему детищу долгую жизнь? Каким видишь его через несколько лет?

Дмитрий Аношин: обычное выражение лица на работе. — В нашей стране никто ни от чего не застрахован… В особенности от дефолтов, форс-мажоров и всякого идиотизма. Поэтому тут всё очень зыбко. А с другой стороны, кушать и развлекаться народ хочет всегда. Хлеб и зрелища — самый ходовой товар, и те «паразиты», которые к нему присасываются, к числу которых, по большому счёту, относится и Weekend, работой обеспечены будут всегда. Weekend существовал, когда в интернете денег не было ни у кого, существовал, когда деньги были у всех, существует, когда деньги почти у всех кончаются. Так что, я думаю, этот проект вечен, ибо постоянно востребован. В любом месте и при любой ситуации.

 АЗБУКА: каждый маёвец должен знать! ;-)

• Маёвский словарь
Словарик-справочник маёвских словечек (козерог, черепаха, ГУК…).

• Символика МАИ
Эмблемы факультетов, эмблема МАИ, «ромб» МАИ — откуда взялись?

• Про преподов МАИ (Имеем мнений: 5299 о 1279 чел.!)
Кто — человек, а кто — «Армагеддон»? ;-) Узнайте!
Вы знаете что-то ещё?! Так сообщите! (Заполните форму или напишите письмо.)

• ВКонтакте / VK.com
• MAI_club • «Типичный МАИ» • «Маёвник» • MAIuniversity • «Меметика МАИ»

 Одежда с символикой МАИ
 Продано! :-/
Представительский маёвский значок безупречного качества. Номерной. Маленький, аккуратный. Высота 12 мм. Значок МАИ
 Симпатии
 Эмблема МАИ
 «Маёвский букварь»
Дмитрий Курилов
Я — Дмитрий Курилов (ВК 292841211), учился в МАИ в 1984—1990 гг. «Маёвский букварь» — сборник рассказов, баек, новелл, каждая из которых — документ эпохи. Это своеобразная «маёвская библия» радостных и беспокойных времён Перестройки и, конечно, — галерея портретов моих молодых современников, студентов и студенток.
 Роман о студентах МАИ
Андрей Тошев
«Сад желаний» — роман Андрея Тошева о студентах МАИ. Действие происходит в 1989—1990 гг.
Что делать простому маёвцу, на чью голову свалились разом неоднозначная любовь, диплом, развал CCCP, и, вдобавок ко всему, — инопланетная цивилизация, затаившаяся где-то в глубинах подсознания?..
 Нас сосчитали
Top.Mail.Ru (с 20.08.1999).
Индекс качества МАИ.Экслер.ру
Индекс качества МАИ-Экслер.ру
Количество подписчиков рассылки «Новости МАИ.Экслер.ру»